Православные храмы и монастыри Франции.

Свято-Никольский собор в Ницце.

Свято-Никольский собор в Ницце.

Франция страна католическая, и чаще всего мы ее воспринимаем как страну с интересной историей и культурой, но мало интересную для православного паломника и путешественника. Фактически до начала XVIII века контакты  России и Франции были сильно ограничены, и только посещение Франции Петром Великим дало толчок возникновению дипломатических связей между обеими державами. Дочь Петра I императрица Елизавета Петровна ввела при своем дворе моду на все французское, а спустя время, уже во времена Екатерины II французский язык стал практически родным для русского дворянства. 

Собор св. Александра Невского в Париже.

Собор св. Александра Невского в Париже.

Православная жизнь во Франции фактически берет начало в 1816 году, когда после победы над Наполеоном, указом императора Александра I была учреждена церковь греко-российского исповедания при миссии в Париже. 
В 1861 году в Париже был построен великолепный храм Святого Благоверного князя Александра Невского. Он и сейчас является настоящим украшением столицы Франции, но до самой революции это был единственный православный храм в Париже.  
 С середины XIX века  во Франции возводятся русские православные храмы в местах, где традиционно в то время отдыхает российская аристократия. 

kanny-cerkov_mihaila_archangela-flickriver-com

Архангело-Михайловский храм в Каннах

Церковь св. Николая и муч. Александры в Ницце, Архангело- Михайловский собор в Каннах, церковь Покрова Богородицы и св. Александра Невского в Биаррице, церковь Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца в Ментоне. В 1912 году в Ницце был освящен Свято-Николаевский собор, являющийся и на сегодняшний день самым большим православным храмом в Западной Европе. 
 В XX веке, с его войнами, революциями и социальными потрясениями, русское православие стало путеводной нитью для многих тысяч эмигрантов, лишившихся Родины. Революционные события и гражданская война в России вынудили покинуть родину  около двух миллионов русских людей.
В 1921 г патриархом Тихоном назначил архиепископа Евлогия ( Георгиевский) управляющим русскими православными приходами в Западной Европе. Париж стал духовным и культурным центром русской эмиграции. Сразу же встал вопрос о строительстве церквей, русское население потянулось в церковь, не хватало храмов, не хватало и священников.  
В 1925 году вторым приходом в эмигрантском Париже стал Храм преподобного Сергия Радонежского – знаменитое Сергиевское подворье и Свято- Сергиевский Богословский институт .  Митрополит Евлогий считал, что нужен не только приход, но нужна богословская школа. В то время в Советской России богословские школы  были уже закрыты.  С самого начала Сергиевский Институт стал академическим заведением, в котором богословская мысль и наука процветали и развивались свободно, вне всякого государственного или политического давления.  
К концу 30-х годов ХХ века в Западной Европе начитывалось более 100 православных приходов. В 1928 году в Париже был основан приход Введенской церкви при Русском Студенческом Христианском Движении. 
Но русская эмигрантская церковь была неоднородна, как и была неоднородна была эмиграция. 1931 год является переломным в истории Русской Церкви на западе. После того как митрополит Евлогий отказался  признать утверждение, исходившее от местоблюстителя Московского Патриарха митрополита Сергия, что в СССР нет гонений на церковь, он был запрещен в служении. Вместе со всей паствой владыка Евлогий перешел под омофор Константинопольского Патриарха. Православная община в Париже разделилась на три лагеря, три юрисдикции, между которыми сразу же возникло большое противостояние.  
Церковь Трех Святителей была основана в 1931 году в помещении бывшего гаража, оставшимися верными Московской Патриархии епископом Вениамином ( Федченковым) и небольшой группой прихожан. Еще один православный приход Московского патриархата иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святой Генофефы Парижской, существующий и по настоящее время связан с чудом , проявленным св. Женевьевой — Покровительницей Парижа. Приход был создан в 1936 году трудами священника Михаила Бельского, прихожан Владимира и Магдалины Лосских, Евграфа Ковалевского, врача Андрея Блума- будущего митрополита Антония Сурожского. 

 

 

Комментарии закрыты