Святая Марфа.

Святая Марфа.

Святая Марфа.

Святые Марфа и Мария близки сердцу каждого православного человека. Образ деятельной и созерцательной жизни, так ярко представленный в Евангелии от Иоанна. Предание сообщает, что первое житиё праведной Марфы составила её келейница Марцилла. К сожалению, среди тех житий, которые Русская Православная Церковь унаследовала от Церкви Греческой, нет жития святой Марфы. Не сохранила его и восточная традиция.

Согласно западной традиции во время гонений на христиан иудеи посадили св. жен-мироносиц Марию Иаковлеву и Саломию вместе Марией Магдалиной, Марфой, св. Лазарем, св. Максимином в лодку без парусов и весел и бросили в открытом море. После долгих странствий лодка причалила к берегу в устье Роны.  Там  путешественники разделились. Св. жены-мироносицы Мария Иаковлева и Саломия остались в на берегу моря, св. Мария Магдалина, св. Максимин и св. Лазарь отправились на восток в Массали́ю – современный Марсель. Святая Марфа пошла проповедовать слово Божие на север.

В те времена на  берегах Роны обитало чудовище – Тараск —  полурыба-полузверь,

Святая Марфа укрощает чудовище.

Святая Марфа укрощает чудовище.

которое скрывалось в густых зарослях деревьев — и пожирало всякого, кто неосторожно приближался к нему.
Бедные местные жители выяснили, что если Тараск сожрет за один присест восьмерых человек, то в течение последующих полугода он совершенно безопасен. И установили очередность на выплату этого кошмарного оброка.
Марфа добровольно присоединилась к такой «восьмерке» и бестрепетно направилась прямо в пасть чудовищу.
Она вошла в теплую воду Роны  и окропила чудовище святой водой и осенила своим крестом. Мгновенно побеждённый и ставший подобно овце, он был связан святой Марфой её собственным поясом и сразу же был забит народом камнями и кольями.

Жители называли чудовище Тараском, откуда в память о нём место стало называться Тараскон, а раньше называлось Нерлюк, что означает Чёрное озеро, ибо до того времени там была лесная темень и мрак.

Тогда праведная Марфа, с разрешения Максимина, духовного наставника её и её сестры, осталась там и посвятила себя непрестанной молитве и посту. Вскоре на том месте собралась большая община сестёр и был построен огромный храм-бази­лика в честь Святой Приснодевы Марии. А святая Марфа проводила там жизнь весьма суровую: мяса, яиц, сыра, вина и всего утучняющего избегая, она вкушала пищу только один раз в день и совершала сто коленопреклонений днём и сто коленопреклонений ночью.

Хотя древняя церковь и не сохранилась, однако существование церкви в Тарасконе подтверждается неоспоримыми свидетельствами. До наших дней уцелел каменный саркофаг V в., в котором и теперь лежат мощи святой праведной Марфы. В X веке в городе находились храм и приорат, подчинённый капитулу кафедрального собора в Авиньоне.

Церковь св. Марфы в Тарасконе.

Церковь св. Марфы в Тарасконе.

Святое место становится знаменитым с XII века: в 1187 г. совершилось обретение мощей праведной Марфы. В 1197 г. новая церковь стала служить кровом для гробницы святой.

Король Прованса Рене Добрый учредил 14 апреля 1474 года орден рыцарей Тараска.
Это событие было отпраздновано турниром, играми, театральным представлением и церковной процессией в честь святой Марфы.
Праздник приурочили ко дню святой Марфы — 29 июля, когда первый урожай винограда уже вызревает, и погода неизменно благоприятствует шествиям. Тараск идет по городу — смирный, уверовавший в силу креста Господня, он добродушно мотает своей огромной головой и виляет хвостиком. А приводят в движение эту изготовленную из папье-маше махину восемь молодых людей, находящихся внутри чучела. Восемь — в память об аппетитах Тараска.

Комментарии закрыты