Святой преподобный Иоанн Кассиан Римлянин и мученик Виктор

прп. Иоанн Кассиан Римлянин.

прп. Иоанн Кассиан Римлянин.

Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Преподобный Иоанн Кассиан родился около 360 г. в богатой семье. Уже в юности он принял монашество в Вифлееме. Затем он предпринимает путешествие по самым известным монастырям Востока, побывав, в том числе и в Скитской пустыне и Фиваиде, где знакомится с лучшими образцами подвижничества. В 397 году он отправляется в Египет, где проводит жизнь отшельника.

В 400 году Иоанн Кассиан оказывается в Константинополе, где становится учеником св. Иоанна Златоуста, через несколько лет, когда святитель оказался под угрозой изгнания, он отправился в Рим в поисках защиты у папы Иннокентия.

В 415 году Иоанн принимает сан пресвитера и устраивает близ Марселя по восточному образцу два монастыря  мужской и женский.  Иоанн Кассиан Римлянин  стал настоятелем основанного им мужского монастыря, располагавшегося на вершине возвышавшейся над городом горы, рядом с гробницей мученика Виктора (III в.), отчего впоследствии обитель стала известна как монастырь св. Виктора. Там Иоанн , основываясь на приобретенном на Востоке опыте, создал монашескую общину, перенявшую образцы восточного аскетического опыта.   Местные епископы и настоятели монастырей обратились к Иоанну Кассиану Римлянину  с просьбой составить для них особое письменное руководство. В  20-х годах V в. Иоанн Кассианн написал два труда — «De institutis coenobiorum» (О правилах общежительных монастырей) и «Collationes» (Собеседования), сыгравшие важную роль в становлении и развитии монашества не только в Южной Галлии, но и на всем христианском Западе.

Иоанн Кассиан оказал большое влияние на становление монашеской жизни на Западе, но его мысли, расходившиеся с богословием блаженного Августина в вопросе участия воли человека в деле спасения, часто воспринимались как еретические. Именно поэтому этот западный отец оказался более почитаем на Востоке, чем на своей родине, где скончался в 435 году.

мученик Виктор Марсельский.

Мученик Виктор Марсельский.

ВИКТОР († ок. 290), мч. Марсельский (Массилийский) (пам. зап. 21 июля).

Воин-христианин Виктор происходил из сенаторского сословия г. Массилия (совр. Марсель, Франция), он был схвачен за отказ участвовать в языческих церемониях. Ни угрозы, ни обещания наград и почетного титула «друга Цезаря» не смогли склонить мученика к вероотступничеству. Сначала святой предстал перед 2 судьями, затем перед императором Максимианом, который убеждал Виктора принести жертву Юпитеру. Святого бичевали, затем заключили в темницу, где ему явился ангел Господень, укреплявший его в мученическом подвиге. Стражники, увидевшие сияние, исходившее из темницы, в которой был заключен Виктор, уверовали во Христа и были казнены. На следующее утро святого снова подвергли пыткам, но не смогли добиться отречения от Христа и вновь бросили в темницу. Через три дня император призвал Виктора и стал склонять его к отречению. Виктор, притворившись, что согласен припасть к ногам статуи Юпитера, приблизился к ней, и идол тут же рухнул. Виктора бичевали и мучили с помощью различных приспособлений для пыток. Наконец, палачи, видя, что все их усилия бесполезны, отрубили святому голову. Тела Виктора и трех обращенных воинов были брошены в море, но волны вынесли их на берег. Виктор был похоронен христианами в гробнице, высеченной в скале.

Аббатство Сен-Виктор в Марселе.

Аббатство Сен-Виктор в Марселе.

В 417/8 г. Иоанн Кассиан Римлянин основал близ Массилии на месте захоронения мученика Виктора мужской монастырь в его честь (впоследствии Аббатство Сен-Виктор). Монастырь святого Виктора расположился в южной части Старого порта, рядом с предполагаемым местом захоронения мученика Виктора и святого Лазаря. Есть предположение, что преподобный Кассиан построил здесь две церкви (апостолов Петра и Павла и Иоанна Крестителя), которые довольно быстро приобрели популярность среди многочисленных паломников и монахов. Новый монастырь стал настоящим центром духовной жизни Марселя и продолжал развиваться.

Во время французской революции монастырь был разграблен, реликвии сожжены, а некогда священное место превращено в амбар и в тюрьму. В 1804 году богослужения в аббатстве были возобновлены. В 1963 году монастырь был полностью отреставрирован, а в 1997 году признан памятником архитектуры и истории.

До наших дней дошли верхняя церковь, крипта и стена, окружающая аббатство. Замковый камень в вершине свода хора датируется 1360 — 1370 годами, на нём изображён святой Виктор верхом на лошади. В  крипте, которая расположена под верхней церковью, построено несколько капелл, в них находятся погребения святых и епископов различных периодов, в том числе саркофаг Кассиана, Изарна и многих других.

Комментарии закрыты