Св. равноапостольная Мария Магдалина

sante Mari-Madeleine

Cв. равноапостольная Мария Магдалина

«Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк. 16, 9).

Святая равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась она в местечке Магдалы в Галилее. Евангелие ничего не повествует о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя.

Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами — Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8, 1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Восточная традиция повествует, что когда Апостолы разошлись из Иерусалима во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина в сопровождении сестер Лазаря Марфы и Марии. Отважная женщина отправилась в языческий Рим — сердце тогдашней империи, где, по преданию, явилась к императору Тиверию (14-37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем, принеся ему красное яйцо как символ Воскресения и новой жизни со словами: «Христос Воскрес!» Затем святая Мария Магдалина отправилась в Ефес (Малая Азия). Здесь она помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена. В IX веке при императоре Льве VI Философе (886-912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Ефеса в Константинополь.

 «Но нельзя решительно утверждать, что мощи святой равноапостольной Марии Магдалины навсегда всецело остались в Константинополе, — пишет святитель Димитрий Ростовский. — Они могли быть перенесены самими верующими в другое место из опасения от победоносных нападений турок; они легко могли быть взяты и на запад в Рим, из Константинополя, когда им овладели в начале XIII века итальянцы с крестоносцами четвертого похода, так как тогда мощи святых многих юго-восточных областей были уносимы и разделяемы по разным городам западных стран Европы».

Таково предание Православной Восточной христианской Церкви.

По западной традиции св. Мария Магдалина отождествляется с Марией, сестрой Лазаря, помазавшей ноги Христа драгоценным миром в доме фарисея Симона. Знаменательно, что перенесение мощей св. Лазаря и Марии Магдалины в Константинополь в церковь св. Лазаря произошло одновременно в конце 9 в. (день памяти перенесения их мощей 4 мая ст. ст.).

По преданию Западной Церкви, св. Магдалина вместе с Лазарем и Марфой и другими христианами добрались морем до Галлии (нынешней Франции).  Поэтому святая Мария Магдалина почитается как просветительница Марселя, обратившая его жителей в христианство. Пещера, сохранившаяся в местечке Ла Сент Бом, где уединялась святая мироносица, стала в последующее время местом благочестивого паломничества и поклонения.

Сподвижники и продолжатели трудов Иоанна Кассиана Римлянина (†435; пам. 29 февр.) содействовали распространению почитания святой равноапостольной Марии Магдалины в Европе.

Одним из центров средневекового почитания св. Марии Магдалины было аббатство в бургундском городке Везле. Основанное в 878 году, крупнейший религиозный центр Европы, аббатство Везле сыграло особую роль в Крестовых походах. Именно здесь Бернар де Клерво в присутствии ста тысяч свидетелей призовет христианский мир ко Второму Крестовому походу.

 Сегодня аббатство Везле является одним из важнейших центров  романского искусства в мире. А знаменитая базилика святой Магдалины внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.  Сюда перенесена частица мощей св. Марии Магдалины из Прованса.

В Везле находится православный приход в честь первомученика архидиакона Стефана и святителя Германа Осерского.

grotte de la Sainte-Baume

Грот Марии Магдалины в местечке ла Сент Боум.

В  Провансе в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Сент Максимин в центре северного нефа базилики находится вход в крипту, где были обретены мощи ученицы Христовой в 1279 году. Было обнаружено, что из уст праведницы произрастал побег растения. Богословская мысль объяснила это как свидетельство о её особой миссии: она — “Апостол Апостолов”, так как именно она возвестила святым Апостолам благую весть о воскресении Христа Спасителя.

Часть мощей св. Марии Магдалины находится так же в храме Сент-Мадлен в Париже.

Почитание св. Марии Магдалины на Западе было многогранным. “Проявление Марией Магдалиной заботы о Христе вдохновило верующих на добрые — от её имени — дела”. Поэтому в средневековье появляются странноприимные дома, находившиеся “под покровительством Марии Маг­далины”, а также больницы, лепрозории. В честь мироносицы основывались монастыри, причём “монастыри имени Марии Магдалины по своей численности уступали только названным в честь Девы Марии, что свидетельствует о большом почитании этой святой”.

Различные традиции и акценты в почитании св. равноапостольной Марии Магдалины на Востоке и Западе — знак не столько разделения, сколько того, что обе части христианского мира осознавали и продолжают осознавать великую роль святой в проповеди христианства всему миру, ее вселенскую роль как первой свидетельницы Воскресшего, Благой вести о Котором стали причастными «все концы земли».

Комментарии закрыты