Священномученик Дионисий Ареопагит

Святой Дионисий Ареопагит.

Святой Дионисий Ареопагит.

Тропарь священномученика Дионисия Ареопагита, глас 4:
Бла́гости научи́вся и трезвя́ся во всех,/ благо́ю со́вестию священноле́пно обо́лкся,/ поче́рпл еси́ от сосу́да избра́ннаго неизрече́нная/ и, ве́ру соблю́д, ра́вное тече́ние соверши́л еси́,/ священному́чениче Диони́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак священномученика Дионисия Ареопагита, глас 8:
Небе́сная врата́ проше́д ду́хом,/ я́ко учени́к до тре́тияго Небесе́ дости́гшаго апо́стола, Диони́сие,/ неизрече́нных обогати́лся еси́ вся́ким ра́зумом/ и озари́л еси́ во тьме неве́дения седя́щия.// Те́мже зове́м: ра́дуйся, о́тче всеми́рный.

Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский — один из самых выдающихся христианских богословов. Он жил в городе Афины, где получил эллинское философское образование. Следуя примеру великих мыслителей древности Пифагора и Платона, посетил Египет с целью углубления своих духовных воззрений, где в Гелиополисе вместе со своим другом, философом Аполлофаном, был свидетелем тьмы, распростертой по земле во время распятия Иисуса Христа (Мф. 27, 45). Известный своей мудростью, св. Дионисий был введен в состав Ареопага — высшего суда Афин.

Во время своего второго миссионерского путешествия, проходившего с осени 49 года по осень 52 года, святой апостол Павел посетил Афины, благовествуя о Христе Воскресшем. Апостол был приглашен в Ареопаг (Деян. 17, 19), где его слова произвели огромное впечатление на ряд образованных афинян, в том числе и на Дионисия Ареопагита (Деян. 17, 34). После принятия Крещения Дионисий Ареопагит находился в непосредственной близости к апостолу Павлу.

Согласно церковному преданию, Дионисий Ареопагит, рукоположенный святым апостолом Павлом во епископа Афин, присутствовал при погребении Богоматери, о чем он упоминает в третьей главе своей книги «Об Именах Божественных».

Отрубание головы Святому Дионисию. Задний портал аббатства Сен-Дени. Париж

Отрубание головы Святому Дионисию. Задний портал аббатства Сен-Дени. Париж

В конце 60-х годов I века великий богослов посещает Рим для свидания с первоверховными апостолами Петром и Павлом, схваченными, а затем и казненными императором Нероном.
Укрепив христианскую Церковь, свт. Дионисий отправился с проповедью в другие страны, вместе с пресвитером Рустиком и дьяконом Елевферием. Он побывал в Риме и Франции, где многих язычников обратил ко Христу. Именно в Галлии в 96 году от Рождества Христова, в правление императора Домитиана, мученически завершилась жизнь святого и его спутников.
В Париже правитель Сисиний всех троих осудил за веру, убеждал и мучил, чтобы отреклись они от Христа. Правитель приказал умертвить святых мечом. «И по смерти святого Дионисия Бог явил преславное чудо. Тело святого, будучи обезглавленным, по действию силы Божией, встало на ноги и, взявши в руки свою главу, прошло с нею около шести километров до поселения, которое впоследствии стало носить имя Сен-Дени. Там, отдав главу одной благочестивой женщине по имени Катулла, из римской знати, оно пало на землю, указывая тем самым место, где должны быть погребены святые останки». При виде такого чуда многие из язычников уверовали во Христа.

Православная Церковь дважды в году чтит память священномученика: в день Собора 70-ти Апостолов 4 (17) января и 3 (16) октября. Католическая Церковь празднует день памяти Святого Дионисия 9 октября.

Аббатство Сен-Дени. Париж

Аббатство Сен-Дени. Париж.

В аббатстве Сен-Дени, расположенном в 4-х км от Монмартра, что означает «Mont des Martyrs», («гора мучеников»), хранятся мощи Священномученика Дионисия и его спутников — Святых мучеников Рустика и Елевферия. Согласно преданию, вдоль нынешней улицы Жирардон с холма Монмартр стекал ручей, в водах которого святой омыл свою отрубленную голову прежде чем понести ее к месту своего упокоения.

Влияние трудов священномученика Дионисия Ареопагита было столь велико, что оказало неоценимую пользу и благосклонно повлияло на развитие богословской и мистической мысли Востока (Византия) и Запада (Рим). Труды священномученика Дионисия Ареопагита объединенные в «Ареопагический корпус», состоят из четырех трактатов и 10 посланий. Эти удивительные творения способствовали исключительному религиозному подъему, а необычайная острота и глубина языка, его выразительность рано заставили принять и признать эти труды: первый славянский перевод «Ареопагитики» был сделан уже в 1371 году.

Комментарии закрыты